Тема:

Натюрморт на окне

Решение: акварель. Формат А3. Материал: графитный карандаш НВ, ластик, акварель.

Задачи: Закрепление понятий: графика, композиция; закрепление знаний о выразительных средствах живописи. Усвоение опыта постановки натюрморта. Развитие навыков компоновки, приобретение живописных навыков работы над постановкой с контражурным освещением. Поиск эмоционально выразительного решения композиции в передаче весенней тематики.

 

Объяснение темы задания

Мотив окна, как тема живописной композиции популярна среди художников на протяжении столетий. Окно на картине не только является источником света, но и часто становится центром событий.

Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти именно так и рассматривал живопись — как обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир. Портреты на фоне оконного проема стали весьма популярными: на полотнах появилось ощущение пространства, а человек и природа становились единым целым, и это было одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.

Современные художники все чаще начали использовать в своих сюжетах, окна в сочетании с натюрмортами и пейзажами, что весьма привлекает зрителя и задает романтическое настроение. Натюрморты нам рассказывают не только о вещах, но и о жизни, быте, привычках их владельца.
 

Объяснение последовательности выполнения работы

В этом учебном задании вам предоставляется возможность быть авторами своей живописной композиции на тему «Натюрморт на окне» на первоначальном этапе ее рождения. Обычно в мастерской, в школе преподаватель ставит натюрморт, а учащиеся его исполняют. Вам предстоит составить натюрморт самостоятельно!

Своеобразие работы над натюрмортом состоит в том, что его можно ставить и рисовать в различных условиях: в помещении и на улице, при солнечном освещении и искусственном. Можно бесконечно разнообразить комбинации предметов, точки зрения, условия освещения. Это даёт возможность решать многообразные развивающие и учебные задачи в умении построения композиции и развитии живописных приемов.

Одним из наиболее важных выразительных средств каждой постановки является выразительное освещение. Один и тот же натюрморт при разном освещении может восприниматься неодинаково.  Освещение от естественного источника света (окна) более мягкое, а от искусственного (софита, лампы) более контрастное, резкое.

 Одна из задач, которая решается в натюрморте на столе- это решение освещения: предметы на подоконнике стоят против света - такой прием называется контражур (фр. contrejour против света) – вид освещения в изобразительном искусстве, при котором источник света расположен позади изображённого на картинке объекта, а потому ярко высвечивает его контуры. Если автором подразумевается, что источник света сильный, то высвечиваемая фигура изображается силуэтом. Данный художественный приём довольно популярен в живописи, так как позволяет выделить определенный элемент произведения, как правило, наиболее важный согласно мнению автора живописного полотна.

Постановка натюрморта начинается с подбора предметов, согласно поставленной задаче и сюжетному замыслу.

 Мир вещей очень велик и многообразен. Тему для натюрморта иногда может подсказать какой-либо заинтересовавший вас предмет. Он несёт основную нагрузку, остальные подбираются уже к нему.

Вот окно! Оно для света.
У Творца свой взгляд на это ...
Вазу взял, цветов букет,

разместил их как Поэт.
Шарфа шелк пустил оборкой,

Яблок хруст добавил звонкий ...

 

Для того, чтобы при помощи натюрморта можно было успешно решить учебные и творческие задачи, он должен быть интересным Ваш натюрморт может отразить весеннее настроение, пасхальную тематику и состоять из следующих предметов: металлические и стеклянные сосуды с веточками деревьев или весенними цветами, комнатное растение, фрукты, хлебобулочные изделия, различные драпировки, разные по качеству, фактуре, цвету и тону.

 Обязательно необходимо помнить, что предметы в натюрморте должны быть организованы тематически, иметь смысловую связь и нести в себе определённую идею.

Правила постановки натюрморта

 

- На заднем плане, как правило, ставятся крупные предметы, имеющие простую лаконичную форму,

- На переднем плане устанавливаются более мелкие и низкие предметы. Тщательно и детально прорисованные зёрна половинки гранат, узоры кружева, перья зелёного лука зрительно выступают вперёд и притягивают наше внимание.

- Мелкие предметы на переднем плане подводят зрителя к центру композиции. Располагая композиционный центр, как бы условно, на втором плане, мы зрительно раздвигаем пространство в глубину.

- В каждом натюрморте есть доминанта – организованный центр, которым может быть один главный предмет или состоять из мелких по масштабу предметов, организованных в крупное пятно. В любом случае, он обязательно должен нести смысловую и сюжетную нагрузку. Он может выделяться благодаря положению на плоскости, освещённости, контрасту форм, тона, размера, фактуры.

- Правило трёхкомпонентности. Идет ли речь об орнаментальной композиции, натюрморте, пейзаже, портрете или сюжетной картине, нигде нельзя сделать изображение цельным и легко воспринимаемым глазом, если в нем не будет трех компонентов: большого, среднего, маленького или светлого, среднего и темного.

 

 Этапы выполнения работы:

Анализ произведений художников на тему «Натюрморт на окне»

Постановка натюрморта.

Выполнение предварительных эскизов, с различных ракурсов

Начинать работу над заданием лучше с небольших набросков и эскизов.

Выполнение этюдов предметов быта, живописных эскизов постановки. В цветовых эскизах нужно продумать и составить гармоничную цветовую гамму, определиться с колоритом и насыщенностью.

Выполнение построения натюрморта на формате. В основу положен наиболее удачный предварительно выполненный эскиз. Руководствуясь эскизом, сначала находится общий абрис всей группы натурной постановки. Определив общее местоположение будущего изображения на формате, ведётся поиск места для каждого предмета и установлению основных пропорциональных величин между ними. Выполняется лёгкими линиями, без лишней загрузки листа.

Выполнение работы акварельными красками.

В натюрморте против света хорошо проявляется светотеневой контраст, темный силуэт, объемность слабо выражена, пространство хорошо моделируется, локальный цвет теряется, работа ведется на световых и цветовых рефлексах. Если объект находится на фоне светлого -  это и есть контражур, то предметы будут темнее по тону.

Контражур придаёт натюрморту эффектность освещения, воздушность и объём. Благодаря контражуру объекты приобретают сказочный вид. Они получаются контрастные, и как будто светятся изнутри.
Работа в контражуре предполагает усиленное внимание к цвету, при этом очень сложно передать ощущение истинного цвета

Задачи при создании натюрморта в контражуре - создать красивую, гармоничную композицию через отбор, детальную проработку на свету и списывание в тенях, проработка предметов в заданном состоянии, их материальности, фактуры. Возможно применение смешанной техники.  Можно использовать и метод работы «по сырому» и работу лессировками.

 

Срок выполнения 1-3 этапов работы к 17.04. 2020 г.

Фотографируем каждый этап работы и отправляем преподавателям для консультации на электронную почту:

81 группа nserova751@gmail.com

82 группа rimma.remishevskaya@mail.ru

 

Справочный материал:

Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.

Композиция - в искусстве сочинение на какую-нибудь тему

Композиция в изобразительном искусстве — это не только построение художественного произведения, но и соединение различных частей в единое целое- в идею. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

Композиционный центр- это центр, позволяющий управлять вниманием зрителя он не дает картине развалиться на составные части. Зритель может долго рассматривать картину при этом в композиционный центр его внимание будет возвращаться неоднократно.

Контраст (от французского contraste — противоположность) - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, тону и т. д. Сущность композиции, построенной на контрасте, — в активности ее визуального воздействия. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга.

Лессировки - это техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое можно получить, например, с помощью листов цветного стекла или бумажных салфеток, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике видны и те слои, которые находятся под основным слоем. В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски.

Акварель по-сырому (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello, — «по-сырому» или «по-мокрому», «мокрым-по-мокрому» фр. travailler dans l'eau — «работать в воде») — техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи.

.

Тема: Этюд

«Дамские штучки»

Решение: акварель. Формат А3. Материал: графитный карандаш НВ, ластик, акварельная бумага, акварель, кисти.

Задачи: Закрепление знаний о выразительных средствах живописи. Усвоение опыта постановки натюрморта. Развитие навыков компоновки, живописных навыков в написании стеклянных предметов. Поиск эмоционально выразительного решения композиции в передаче темы натюрморта.

 

Объяснение темы задания

Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и о жизни, быте, привычках их владельца. Мир вещей очень велик и многообразен. Мы знаем множество разновидностей тематического натюрморта: цветочный, фруктовый, охотничий, осенний, кухонный и т. д. Предметы в тематически организованном натюрморте должны иметь смысловую связь и нести в себе определённую идею. Данное задание заключается в написании натюрморта, отражающего внутренний мир женщины. А что может о нем рассказать? С чего начинается женщина? Конечно же, с прекрасного настроения. А поддержать его может букет цветов, красивый шарфик, модная сумка или любимые духи, мелочи, но приятно. И настроение поднимается, и весь дом радуется.

 

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки.

Из чего же, из чего же из чего же
Сделаны наши девчонки ?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки.

 

Для того, чтобы успешно решить учебные и творческие задачи, натюрморт должен быть интересным. Ваша постановка может состоять из следующих интересных штучек: духи, цветы, украшения, книги, перчатки, кружева, легкие шарфики, платочки, предметы рукоделия, очки, сумочка, подарочные коробочки, зеркальце, предметы косметики, камни, ракушки, перышки и другие приятные мелочи.

А наши прекрасные юноши попробуют создать противоположный «мужской» натюрморт, отразив может быть свои интересы и увлечения.

 

 Этапы выполнения работы:

1. Анализ фотоматериалов зрительного ряда на тему натюрморта.

2.  Постановка натюрморта. Постановка натюрморта начинается с подбора предметов, согласно поставленной задаче и сюжетному замыслу. Тема для натюрморта нам известна, его основой могут стать флаконы духов, красивые, стеклянные, играющие бликами и отражениями.  Они будут нести основную смысловую нагрузку, остальные предметы подбираются уже к ним. Подберите предметы гармоничные по цветовой гамме.

3. Компоновка в листе. Компоновка, то есть размещение будущей акварели на листе. Нужно представлять, где и как будет размещено на листе изображение, с помощью обобщенного представления форм. Не забываем где находится источник света. Сдвигаем изображение ближе к источнику света, чтобы поместить в листе падающие тени от предметов. На этом же этапе в общей массе изображения намечаются ее главные формы.

4. Линейно-конструктивное построение предметов. Работаем карандашом HB, чтобы не испачкать и не повредить поверхность акварельной бумаги.

Второй этап также предполагает определенный порядок работы: от нахождения общих размеров частей изображения до детального их построения. Постоянно уточняем размерные отношения объемов предметов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами с прорисовкой предметов насквозь, в дальнейшем линии, которые не являются видимыми, стираются.

5.Работа акварельными красками.

а. Стеклянные и металлические предметы будут стеклянными и металлическими если оставить блики не закрашенными на поверхности предметов. Зная откуда исходит свет, определяем где наметить карандашом блик. От источника света проводим условный луч. В том месте, где луч будет касаться стекла образуется самый яркий на всем стеклянном и металлическом предмете блик. Намечаем карандашом все блики.

б.  Поскольку стекло прозрачное, свет будет проходить насквозь, немного рассеиваться и ударяться о противоположную сторону стеклянного предмета. Если условно продлить дальше этот луч и остановить на другой стенке предмета — именно там будет образовываться рефлекс. Рефлекс в отличии от блика будет большим светлым пятном рассеянного света. Рефлекс ни в коем случае не должен затмевать блик. Рефлекс намного ниже по интенсивности чем блик, и во много раз больше по площади.

в. Если вокруг стекла и металла есть несколько цветных предметов, то они в большей или меньшей степени должны отображаться в них. Насколько яркое отражение (рефлекс) решать вам.

Работа акварелью над стеклянным предметом (повторение):

1. Стекло имеет толщину и форму, причём толщина стекла может меняться, и это надо увидеть. Стоит учитывать, что дно и изгибы стеклянного предмета обычно толще (особенно дно). Это значит, что тень и свет в таких местах будут более интенсивными или «густыми». Если стекло цветное, то и интенсивность его цвета будет большей на изгибах и дне.

2. Делаем первую заливку акварелью. Смачиваем кистью всю поверхность бумаги чистой водой. Не дожидаясь, пока бумага высохнет, прорабатываем тени на стекле и падающую тень от предмета. Ждём, пока краска полностью просохнет.

3. Наносим второй слой заливки. На этот раз делаем падающую тень от предмета более темной, само стекло заливаем цветом подобранного оттенка, на переднюю сторону стекла наносим краску более тёплого оттенка для того, чтобы показать, что на него падает свет. Дайте краске высохнуть.

4. Заливаем фон. Смочите фоновую часть работы чистой водой, затем залейте фон нужным оттенком (с растяжкой от источника света).

5. Проработайте внутреннюю часть стеклянного предмета. По сути, внутренняя часть стекла – это искажения передней и задней части фона. Используя тонкую кисть, залейте внутреннюю часть стеклянного предмета. Возьмите те же оттенки, которыми работали раньше, поскольку если использовать другие цвета, стекло будет выглядеть грубо и чужеродно.

и. Залейте нижнюю часть стеклянного предмета, используя цвет, которым заливаете поверхность стола.

6. Заливайте внутреннюю часть стеклянного предмета более тёмными оттенками, которые увидите на стекле.

7.  Ещё более тёмными оттеками подчеркните толщину стекла. Проверьте остались ли блики, которые придают эффект прозрачности и отражения света. Если блики исчезли в процессе работы, отмойте их плоской синтетической кистью.

 

Фотографируем этапы работы и отправляем преподавателям для консультации на электронную почту:

81 группа nserova751@gmail.com

82 группа rimma.remishevskaya@mail.ru

 

Справочный материал:

Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.

 

Правила постановки натюрморта

- На заднем плане, как правило, ставятся крупные предметы, имеющие простую лаконичную форму,

- На переднем плане устанавливаются более мелкие и низкие предметы. Тщательно и детально прорисованные зёрна половинки гранат, узоры кружева, перья, бусинки зрительно выступают вперёд и притягивают наше внимание.

- Мелкие предметы на переднем плане подводят зрителя к . Располагая композиционный центр, как бы условно, на втором плане, мы зрительно раздвигаем пространство в глубину.

- В каждом натюрморте есть доминанта – организованный центр, которым может быть один главный предмет или состоять из мелких по масштабу предметов, организованных в крупное пятно. В любом случае, он обязательно должен нести смысловую и сюжетную нагрузку. Он может выделяться благодаря положению на плоскости, освещённости, контрасту форм, тона, размера, фактуры.

- Правило трёхкомпонентности. Идет ли речь об орнаментальной композиции, натюрморте, пейзаже, портрете или сюжетной картине, нигде нельзя сделать изображение цельным и легко воспринимаемым глазом, если в нем не будет трех компонентов: большого, среднего, маленького или светлого, среднего по тону и темного.

Лессировки - это техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов. В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски.

Акварель по-сырому (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello, — «по-сырому» или «по-мокрому» — техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу.