1 задание

Тема

«Рисунок с натуры комнатного растения»

 Решение: силуэт. Формат А4. Материал: графитный карандаш Н-2В, ластик, тушь, кисточка, черный фломастер или маркер.

Задачи: закрепление основных понятий: обобщение формы, силуэт, грамотная компоновка, передача пропорций и формы предмета.

Этапы работы:

  1. Композиция в листе, то есть расположение в формате листа всех элементов рисунка.

а). Выбираем формат листа- квадрат, вертикальный или горизонтальный это зависит от конфигурации изображаемого объекта или объектов, то есть соотношения его ширины и высоты.

     2. Компоновка в листе. Передача масштаба. Вспоминаем как правильно компоновать в листе предмет чтобы изображаемый объект был оптимального размера по отношению к размеру листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится изображаемый предмет.

     3. Линейное изображение комнатного растения вместе с цветочным горшком графитным карандашом с натуры.

а). Анализ общей формы изображаемого.

б). Обобщение формы предмета. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую форму предмета, которую создают собой все стебли, листья и горшок, а уже потом разбивать эту общую форму на части. Лёгкими, скользящими линиями, без прорисовки деталей, в дальнейшем, они вытрутся ластиком.

в). Уточнение пропорций. Прорисовка деталей.

В том случае, если места для некоторых деталей (веточки растения, листья) в листе не хватит, их можно чуть сдвинуть в листе в нужную сторону или совсем убрать из изображения. Основная идея постановки от этого не пострадает

Затем, когда вы решите, что найденная композиция уравновешена и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке.

      4.Заполнение силуэта тушью, маркером или фломастером черного цвета. Для аккуратного заполнения тушью используем тонкую круглую кисть.

 

Срок исполнения задания 15.04.

 

Справочный материал

 

Силуэт 1) В общем смысле — очертание чего-либо, обобщенный контур, абрис предмета. 2) В изобразительном искусстве —это такое изображение предметов, при котором их форма передается без деталей и выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне).

Возник в Китае, где издавна имели распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь силуэтом. В Европе их называли — «китайские тени».

Термин от име­ни французского ге­не­раль­но­го кон­тро­лё­ра фи­нан­сов Этьена де Силуэта, на ко­то­ро­го бы­ла сде­ла­на ка­ри­ка­ту­ра в ви­де силуэта.

Особое распространение эта техника имела во Франции в эпоху роккоко, с её страстью к декоративности и капризным узорам.

2 задание

Тема

«Связка ключей»

Наброски и зарисовки группы мелких предметов быта.

 

Решение: Линия. Линия и пятно. Формат А4. Материал: графитные карандаши НВ, Н-2В, ластик. линер, фломастеры, цветные карандаши.

Задачи: закрепление основных понятий: линия, тон, компоновка в листе, обобщение формы, передача пропорций и формы предмета,

 

Объяснение темы задания

Такой объект, как ключи, всегда связан с простыми рутинными действиями и, в то же время, вызывает массу ассоциаций, мечтаний, воспоминаний. Ключи могут быть собраны в связку или лежать каждый по-отдельности, рисовать можно в черно-белом или цветном варианте. Задание заключается в выполнении трех набросков связки ключей, выполненных различными графическимм материалами: графитный карандаш, линер черный и белый, фломастеры (серый, черный, коричневый), цветные карандаши. На белой бумаге или на крафте. Наброски выполняем строго с натуры в трех видах, под видом подразумевается ракурс и расположение. Можно изобразить в одном и том же положение, но различными материалами, или три разных положения, ракурса. Так как у нас набросок группы предметов (связка из 2-3 ключей) можем менять их расположение. Один из набросков выполняется только линейно, другие по вашему усмотрению. Наброски можно закомпоновать на одном листе или каждый набросок на отдельном листочке.

Набросок – краткосрочный (от нескольких секунд до 30 минут) рисунок небольших размеров, в котором минимумом изобразительных средств переданы основные характеристики натуры, обобщенные зрительские впечатления превращаются в художественный образ.

 Ни одна натюрмортная постановка, рисунок фигуры человека или композиционные поиски не начинаются без набросков, рисунков карандашом на небольших форматах.

Главное назначение наброска – передать пропорции, движение и характер предмета, дать общее представление о натуре, лаконично отобразить типичное в ней

 

Линейный набросок

Вся работа ведётся при помощи одной линии. Вначале намечается общий контур, затем, уточняются детали. В теневых местах и на переломах формы – применяется более интенсивный нажим карандаша. Несмотря на кажущуюся простоту, линейный набросок требует от художника хорошо поставленной руки, острого глаза, смелости и непринуждённости исполнения

 

 

Набросок тоном

Не менее увлекательный вид набросков карандашом от общего тонального пятна. Здесь художник работает по упрощённой схеме, начиная с самых основных конструктивных линий, а затем набирая тоном остальные поверхности или части изображаемых объектов. Выявляются свет, тень, полутень, рефлексы, блики. Благодаря мягким тональным переходам, растушёвкам, живым штрихам графический набросок получается сверхживописным и эмоциональным.

 

Линейный набросок с тоном

Здесь линия и тон составляют единое целое. Как в предыдущем случае, набросок начинается с общего тонкого силуэта, далее выявляются отдельные части объекта. Постепенно в работу включается тон с теневой стороны и на изломе форм, как бы подчёркивая, уточняя форму.

 

Этапы работы:

1. Постановка зарисовки. Связку ключей расположить ниже уровня  

 глаз – вид сверху, на табурет или стул на твердом, светлом фоне.

2. Композиция в листе, то есть расположение в формате листа всех элементов рисунка.

- Выбираем формат листа- квадрат, вертикальный или горизонтальный это зависит от конфигурации изображаемого объекта или объектов, то есть соотношения его ширины и высоты.

- Компоновка в листе. Передача масштаба. Вспоминаем как правильно компоновать в листе предмет чтобы изображаемый объект был оптимального размера по отношению к размеру листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа.

 3. Линейное изображение графитным карандашом с натуры.

-Обобщение формы предмета. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую форму связки, которую создают собой все ключи, а уже потом разбивать эту общую форму на части. Лёгкими, скользящими линиями намечаем общую форму связки.

- Уточнение пропорций. Прорисовка мелких деталей ключей.

 В том случае, если места для некоторых деталей в листе не    хватит, ключ можно чуть сдвинуть в листе в нужную сторону.  Основная идея постановки от этого не пострадает

 Затем, когда вы решите, что найденная композиция уравновешена и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей      прорисовке.  4.  Выделение плотной линией переднего плана. Работа тоном или тоном и линией.

 

Справочный материал

линия – главное выразительное средство рисунка.

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные - при компоновке и линейно- конструктивном построении форм предметов; пространственные - для передачи пространственного положения формы в условиях освещения и пространственной среды; плоскостные -- в декоративно-прикладном искусстве и графике. Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие, участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости

Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

 Компоновка, то есть композиция в листе - расположение в формате листа всех элементов рисунка

Как делать наброски карандашом?

Начинающим художникам следует узнать довольно простой алгоритм ведения любого карандашного наброска.

- Внимательно изучите форму и характер изображаемой модели (предмета). Обойдите со всех сторон объект вашего художественного исследования. Если это жанровая зарисовка или кусочек пейзажа – найдите самую удачную точку зрения, подчёркивающую особенности композиции или интересную сюжетную историю.

-Короткими, едва заметными, штрихами обозначьте лёгкий контур изображаемого объекта или общую композицию какого-либо действия. уточняйте форму объектов, их расположение в пространстве. Нажим на карандаш станет сильней, а контурная линия предметов – уверенной, точной.

- Когда композиционное размещение на листе будет завершено, на какой стадии завершится набросок – решать самому автору. Возможно, будет достаточно нескольких лаконичных линий. В другом случае – художник уточняет особенности рисуемых объектов, включая мелкую детализацию. Используя лёгкое тонирование или активный штрих можно добиться определённого настроения и законченности.

- Остановитесь, если набросок полностью отражает внешнее сходство с реальностью и все поставленные задачи. Не спешите затонировать всё свободное пространство бумаги. Красота быстрой зарисовки в её лёгкой недосказанности, чём-то неуловимом, тонком.

 

Хотите понять – как делать наброски с особой ловкостью и быстротой? Следуйте правилу каждодневных тренировок! Рисуйте постоянно в любую свободную минуту, «набивайте» руку, оттачивайте глазомер, развивайте образное мышление и нестандартный взгляд на мир обычных вещей.

3 задание

Тема

«Фрагмент орнамента ткани. Тональная разработка»

Решение: Тональная проработка. Формат А3. Материал: графитный карандаши НВ, В, 2В, ластик

Задачи: Закрепление знаний о выразительных средствах рисунка: штрихе и тоне. Учить видеть тоновые переходы и передавать их в рисунке. Формирование навыка создания тональных градаций. Развитие умений работы графитными карандашами.

Объяснение темы задания

Изображение драпировок с орнаментом. Задание заключается в изображении двух лоскутов ткани контрастной расцветки точнее, в копировании принта (узора) ткани и разработка его тоном с помощью штриховки. Вспоминаем как мы передаем в рисунке темные и светлые места тоном. Тон мы создаем штрихами.

Штрих - это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги. Темного тона мы можем добиться усилением нажима на карандаш либо наложением нескольких слоев штриховки.

Этапы выполнения

  1. Подбираем две материи (одежда, скатерть, шторы, или другое) различной расцветки одна с более сложным принтом контрастной окраски, другая с простым орнаментом.

  2. Линейное изображение орнамента. Лист формата А4 делим на две половины и копируем в каждую половину узор с подобранных примеров ткани.

  3. Работа в тоне. Графитными карандашами разной мягкости стараемся передать тональные различия рисунка орнамента графитными карандашами разной мягкости. Для каждого тона подбирайте определённую мягкость карандаша. Чтобы усилить тон, не обязательно давить на карандаш. Насыщенность цвета достигается путём многократной штриховки на одном участке.

Задание рассчитано на 3 академических часа (1 занятие)

 

Справочный материал

Линия, штрих и тон - основные изобразительные и выразительные средства рисунка.

Линия – главное выразительное средство рисунка. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать контуры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных параллельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно.

Тон - это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Контраст (от французского contraste — противоположность) - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, тону и т. д

Орнамент(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных

 предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия и т. д.)

 

Принт – это рисунок. Узор, напечатанный на изделиях из ткани, бумаги, кожи или на коврах. От английского print – печать, отпечаток.

Тема

«Натюрморт из кармана. Работа с натуры»

Решение: линия, тон. Формат А3. Материал: графитный карандаши НВ, В, 2В, тушь, кисть, перо, линер, ластик.

Задачи: Закрепление знаний о выразительных средствах рисунка линия, штрих, тон. Формирование понятий: компоновка в листе, передача пропорций и формы предметов. Формирование навыка передачи в рисунке тональных градаций.

 

Объяснение темы задания

Продолжаем развивать умения работы с натуры. Героями данного задания будут предметы, которые вы имеете возможность наблюдать и изучать каждый день. В учебной программе по рисунку тема задания звучит как «Натюрморт из кармана». Обычно на занятиях в школе учащиеся составляли для себя натюрморт из предметов, находящихся в карманах или рюкзаке, раскладывая их на табурете. Получалась такая смешанная группа предметов: зажим, ластик, конфетки, телефон, карандаш, точилка, пенал, ключи, кошелек, очки и т. д. Вы можете составить натюрморт из случайных предметов, а можете сделать тематический. Например, предметы рабочего стола (канцелярские принадлежности: блокнотик, ручки, карандаши, ластик, кнопки, ножницы и др.) или творческий (художественные материалы, принадлежности для шитья и вышивки), инструменты. Предметы натюрморта расположить ниже уровня глаз на табурете или стуле, на листе плотной светлой бумаги. Следует подобрать один или два предмета довольно крупного, но разного размера, а остальные меньшего. Изображаем предметы с помощью линии и тона.

 

Этапы работы:

1. Постановка натюрморта. Выполнение задания следует начать с подбора объектов изображения, согласно поставленной задачи. Следует взять предметы различной формы и разного размера. Объекты не следует располагать на одинаковом расстоянии друг от друга, а вот углы постановки лучше оставить свободными. Предметы натюрморта следует расположить ниже уровня глаз, на табурете или стуле на твердом, светлом фоне. (Фотографируем этап работы)

 

2. Анализ натурной постановки. Чтобы вернее выполнить рисунок надо проанализировать содержание постановки, ответив на вопросы: Какие предметы входят в натюрморт? Какова форма этих предметов? Как они расположены? Каковы пропорции предметов? В какой формат можно вписать этот натюрморт с разных точек зрения?

3. Компоновка в листе. Передача масштаба. Начинаем работу с создания карандашного наброска. Тонкими, едва заметными линиями намечаем общие границы постановки, не забывая правила расположения группы предметов на формате листа и учитывая падающие тени. Находим место для каждого предмета. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. В том случае, если места для некоторых предметов в листе не хватит, их можно чуть сдвинуть в листе в нужную сторону.  (Фотографируем этап работы)

 4.  Линейное изображение предметов постановки с передачей их пропорций графитным карандашом. Прорисовка мелких деталей.

 5. Работа линией и тоном. Тональная разработка выполняется графитным карандашом. Возможно тональные различия предметов передать тушью, кистью и пером, линером. Тушь смешиваем с водой и обязательно на палитре подбираем нужный тон. Падающие тени лучше выполнять серым, средним по насыщенности тоном. (Фотографируем заключительный этап работы)

 

 

Справочный материал

 

Линия, штрих и тон - основные изобразительные и выразительные средства рисунка.

Линия – главное выразительное средство рисунка. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать контуры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных параллельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно.

Тон - это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Контраст (от французского contraste — противоположность) - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, тону и т. д

Компоновка - расположение в формате листа всех элементов рисунка.