Витраж

"Весенний букет"

Для выполнения работы вам понадобиться лист А3 формата, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, черный фломастер.

Цель задания- знакомство с произведениями искусства мировой художественной культуры, развитие графических навыков и воспитание эстетического вкуса.

Витраж – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого пропускающего свет материала, создающая в интерьере сложную игру окрашенного света. Впервые понятие витража появилось в Сирии и Египте, однако эта техника в то время не получила такого масштабного распространения, как в эпоху Средневековья.

Средневековье (XII-XV вв.)- это расцвет витражного искусства. До нас дошло довольно много витражей, созданных французскими, немецкими, английскими мастерами. Вершиной их творчества считаются витражи в соборах Франции - Шартр, Реймс, Руан, Сент-Шапель, в немецких соборах Страсбурга, Наумберга, Штутгарта, английских в Йорке, Уэльсе.

В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).

Мозаика из разноцветных стекол заливает храм красными, синими, зелеными, фиолетовыми лучами, пускает цветные зайчики, напоминающие драгоценные камни, по полу и сводам, алтарям и скульптурам в нишах. Сияние витражей уподобляло храм Небесному Иерусалиму - как сказано в Откровении Иоанна Богослова, стены этого града, который будет явлен Богом после конца света, будут украшены сапфиром, сердоликом, хризолитом, аметистом и прочими каменьями. Там не будет нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения… ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец», то есть сам Христос.

Посмотрите внимательно на представленные примеры средневековых витражей, обратите внимание, что каждый отдельный цветной кусочек обрамлен темной рамкой. Цветной кусочек - это цветное стекло; темная рама, контур- это свинцовый профиль, в который ставились и закреплялись каждые отдельные фрагменты стекла.

Сегодня нам предстоит придумать свой собственный витраж,  вдохновившись примерами великих мастеров.  Темой для нашего  витража станет весенний букет.

Подумаем над композицией.  Вспомним, какие самые красивые букеты вы видели и какие бывают цветы.  Решаем для себя,  какой у нас будет букет, вертикальный или больше горизонтальный, какая ваза, и может рядом с нашей вазой окажется яблоко или груша, а над цветами может порхать бабочка. Эскиз надо будет отправить преподавателю для одобрения.

Когда у нас готов эскиз приступаем к самой работе.  Внимательно переносите эскиз на лист, следите за пропорциями.  И помните, мы рисуем именно витраж, поэтому наше изображение должно быть поделено на отдельные кусочки.  Не нажимайте слишком сильно на карандаш.

Когда вы закончите работать простым карандашом, отправите фотографию работы преподавателю, что бы была возможность скорректировать ваш рисунок перед тем ка перейти к работе с цветом.

Цветовое решение. Посмотрите еще раз на образцы. Для фона мы будем использовать холодные оттенки: синий, голубой, фиолетовый, а для изображения букета теплые: красный, оранжевый, желтый, салатовый.

Приступайте к работе цветными карандашами, следите за тем, как вы закрашиваете, старайтесь делать работу аккуратно. И помните, чем больше в вашей работе будет разных оттенков, тем интереснее она будет для зрителя. Но только не используйте черный карандаш.  После того, как вы полностью закрасите все кусочки своего витража,  возьмите черный фломастер и очень аккуратно сделайте контур, имитацию свинцовой оплетки. Так же деликатно можно сделать небольшие детали черным линером, например  тычинки.  Старайтесь чаще отправлять этапы работы преподавателю.

Задание рассчитано на 6 академических часов ( 3 занятия)