Лепка 8 класс

Тема:

Горельеф

Исторический сюжет

Горельеф – это скульптурное изваяние. Слово «скульптура» пришло от латинского слова «высекать». Древние славяне называли это искусство ваянием. Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала при этом удаляется всё лишнее.

Традиционно к твёрдым материалам относятся: мрамор, гранит, дерево.   Один из видов скульптуры – рельеф. В рельефе изображение является выпуклым объемом по отношению к плоскости фона. Различают

рельефные формы с выступающим и углубленным изображением.
1. Горельеф. Имеет сильно выступающее, полу объёмное изображение. (Лепные украшения потолков в старинных домах, рельефы на фасадах архитектурных сооружений).
2. Барельеф. Изображение с деталями, слегка выступающими над поверхностью основы. (Монеты, значки, медали - это миниатюрные барельефы.)
3. Контррельеф. Изображение, углубленное в поверхность основы. Рисунок процарапывают, выбирают или продавливают стекой, палочкой.

Задание №1. Актуализируем имеющиеся знания о видах скульптуры. Знакомимся с видами рельефных изображений – горельефом. Техника исполнения: хороший пластилин (пластилин, который имеет насыщенную окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам).

Необходимые дополнительные материалы: графитовый карандаш, бумага для рисования эскиза, доска для лепки рельефа в объёме, набор стеков стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не прилипал к ним, салфетки для рук (очень удобно пользоваться обычной влажной салфеткой из микрофибры).

Цели и задачи: формируем умение творческого видения с позиций художника – умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, моделировать форму. Последовательность набора высот в горельефе и как следствие правильного подхода, добиваемся пространственной глубины в композиции. В работе опираемся на опыт, полученный на уроках лепки в художественной школе.

    Последовательность выполнения работы.

Работу над горельефом проводим в несколько этапов. Тему для изображения выбираем сами. Предлагается расширенный выбор композиции -  сюжеты из современной истории и истории древних времен, библейские сюжеты, мифы древней Греции).

1. Выполняем графические эскизы для композиционных поисков, с целью определения лучшего варианта, внимательно изучаем предлагаемый фотоматериал для выполнения задания в пластилине. Главное, что следует помнить – это грамотная композиция. Выделение главного элемента и дополнение его мелкими деталями с учетом формы пластины (она может быть прямоугольной, квадратной, овальной и др.).

Эскизы присылаем на почту ведущего преподавателя. (15 апреля)

2. После утверждения эскиза преподавателем, приступаем к выполнению задания.  Сначала изготавливаем основу толщиной не менее 5-7 мм, затем на неё стекой наносим рисунок.

Фото основы с нанесенным на ее поверхность рисунком присылаем на почту ведущего преподавателя. (20 апреля)

3. После консультации устраняем замечания и работаем над горельефом в объёме, наполняем формы рисунка путем прокладки пластилином, делаем объемы разной величины, сохраняя рисунок и уточняя композицию в целом, соблюдая пространственные высоты в горельефе.

Законченную работу снять на фото и переслать ведущему преподавателю.

Лепка 8 класс

Тема:

 Рельеф

(Исторический портрет)

Рельеф – это скульптурное изваяние. От итальянского relievo – выступ. Первые археологические, портретные находки, выполненные в рельефном изображении, найдены в Древнем Египте и относятся к III тысячелетию до нашей эры. На Руси, в технике рельефа работали языческие мастера, плодами их фантазии были идолы и многочисленные языческие божества. Позже, с приходом на Русь христианства, появились новые персонажи, святые образы. Мастера резали их в дереве и высекали в камне. Расцвет рельефного портрета приходится на XVII-XVIII веке, когда в нашем государстве стали появляться свои мастера.

В настоящее время, Российская пластическая школа,  уважаемая во всём мире, гордо несёт и сохраняет свои культурные традиции, а российские преподаватели востребованы за рубежом.

Задание № 2. Портрет в рельефном изображении (с натуры). Любая серьёзная работа начинается с проекта. Работу над композиционным портретом , мы начнём с рисунка. Для этой работы нам потребуется: бумага ластик и рисующий материал.  Для зарисовок лучше мягкий – грифель, сангина, уголь. Портретных рисунков для работы в объёме отправить не менее 3-х, чтобы был выбор. После утверждения рисунка преподавателем, лепим в пластилине. Самый поздний срок отправки рисунков до 1 мая.

Для лепки рельефа необходимо иметь: дощечку, стеки, пластилин.

Сначала на дощечке намечаем формат рельефа, примерно 12х18 см в зависимости от композиции и покрываем его тонким слоем пластилина, как бы закрашиваем его из соображения экономии. Затем переносим рисунок,

на дощечку, если бумага тонкая – продавливаем и лепим в объёме. Наиболее сложный ракурс – изображение портрета в фас. Необходимо соблюдать плановость в работе с объёмами. Лоб, пирамида носа, наиболее выступающие части лица, потом скулы, причёска, подбородок. Далее в глубине рельефа- шея, скулы, уши. Повторю, что это касается изображения в фас. Особо стоит остановиться на лепке глаз, они находятся в глубине лобной части лица. Одна треть глазного яблока выступает и никогда не бывает выше щеки, если мы стеком нарисуем верхнюю линию века, глаз как бы оживает, а лицо и портрет в целом обретает характер.

 Профильное изображение лица и головы в целом имеет свои законы. Наиболее выступающие части-причёска ухо, щека, подбородок. Шея и только потом плоскость носа. Но, в каждом этапе есть свои нюансы объёмов-переход формы скулы к щеке, губ к подбородку, носовая плоскость к крыльям носа. Портрет в «три четверти» наиболее красивый и эффектный-  ставит перед скульптором ещё больше задач, но именно этот ракурс в портретном искусстве рельефа встречается чаще. Он позволяет наиболее глубоко и правдиво раскрыть характер личности.

      

Цели и задачи: формируем умение творческого видения с позиций художника – умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, моделировать форму. Последовательность набора высот в рельефе и как следствие правильного подхода, добиваемся пространственной глубины в композиции. В работе опираемся на опыт, полученный на уроках лепки в художественной школе.

Фото основы с нанесенным на ее поверхность рисунком присылаем на почту ведущего преподавателя 6-8 мая

Сроки завершения рельефа. После консультации устраняем замечания и работаем над рельефом в объёме, наполняем формы рисунка путем прокладки пластилином, делаем объемы разной величины, сохраняя рисунок и уточняя композицию в целом, соблюдая пространственные высоты в рельефе.

Законченную работу снять на фото и переслать ведущему преподавателю до 22 мая. Если в процессе работы потребуется консультация, то это надо сделать 15 мая.