Тема урока:

РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

  1. Посмотреть материал, представленный в презентации

  2. Сделать записи в тетради:

записать определение стиля,

записать основные сооружения архитектуры, даты их строительства и имена архитекторов.

  1. Постараться запомнить просмотренный и записанный материал.

  2. По электронному адресу на имя Сидоренко Ольги Владимировны  onauman@list.ru переслать отчет в следующем виде:

презентация просмотрена,

определения записаны,

запись по сооружениям проведена в количестве (указать количество)

Тетрадь готова к проверке.

История изобразительного искусства 5 класс

Тема

Монументальная скульптура (Россия) II – половина XVIII века

 

1-я пол. XVIII века

Скульптура середины 18 века

Вторая четверть XVIII в. — время раз­вития такого вида искусства, как скульп­тура. Крупнейшим российским скульптором оставался Бартоломео Карло Растрелли, отец упомянутого выше архитектора. Самым из­вестным произведением этого автора является монументальная группа «Анна Иоанновна с арапчонком».

Анна Иоанновна с арапчонком

В этом скульптурном произведении нашли своё отражение как торжественная парадность и декоративная пышность, свойственные ба­рокко, так и удивительная правдивость и выра­зительность образа. Горностаевая мантия, роскошное платье, усыпанное жемчугом и брил­лиантами, драгоценный скипетр — все свиде­тельствует о богатстве императрицы. Её вели­чавая поза символизирует державную мощь и силу империи. Для большей убедительности Растрелли использует излюбленный приём ба­рокко — контрастное сопоставление фигур мощной императрицы и маленького изящного арапчонка

2-я пол. XVIII века

Как и во всех направлениях искусства второй половины 18 века, в скульптуре барокко был сменён классицизмом. Канонами классицизма в скульптуре были:

уравновешенность всех частей произведения;

отсутствие второстепенных деталей, отвлека­ющих зрителя от главной идеи;

наличие «отголосков античности» (одежда, ат­рибуты и т. д.);

идеализация натуры (мастер изображает не то, что видит, а «облагораживает» образ — исправляет недостатки фигуры в соответствии с античными эта­лонами красоты);

выразительность силуэта (чем больше эффект­ных ракурсов возникало при круговом обходе произ­ведения, тем совершеннее оно считалось).

Открытие Академии художеств благотворно сказалось на разви­тии скульптурного искусства. Отныне в России работали не только приглашённые из-за границы скульпторы-иностранцы, но и рос­сийские мастера.

Первым русским скульптором был Федот Ивано­вич Шубин (1740-1805). Кроме Шубина, в это время трудится Михаил Ива­нович Козловский (1753-1802), начинают свою творческую деятельность Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825), Иван Петрович Мартос (1754-1835).

Этьен Морис Фальконе

Из зарубежных мастеров наибольшую известность снискал Этьен Морис Фальконе (1716-1791), автор самого знаменитого памятника, установленного в Санкт-Петербурге, — «Медного всадника». Скульп­тор хотел «показать людям прекрасный образ законо­дателя, простирающего свою десницу над страной».

Медный всадник

7 августа 1782 г. тысячи петербуржцев устремились к Сенатской площа­ди. Там стоял закрытый щитами монумент, вокруг которого выстроились войска. Толпа гудела от нетерпения. Наконец в небо взмыла ракета. Дере­вянные щиты рухнули. С Петропавловской и Адмиралтейской крепостей, с кораблей, стоявших на Неве, ударили пушки. Загремела музыка оркестра. В столице был открыт памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе.

Почти 12 лет потратил мастер на создание скульптуры. Вначале изучал российскую историю начала XVIII столетия, рассматривал сохранившиеся изображения Петра. Потом долгое время создавал образ царя-преобразователя.

Как в любом классицистическом произведении, в «Медном всаднике» (такое название памятнику дал А. С. Пушкин) каждая деталь была существенной и «говорящей».

Федот Ивано­вич Шубин

Ф. И. Шубин был земляком М. В. Ломоносова. Он родился вблизи се­верного города Холмогоры. Здешние места издавна славились мастерами резьбы по кости. С детских лет Шубин осваивал это ремесло. После смер­ти отца он по примеру своего земляка отправился в Петербург. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, которые охотно покупали в столи­це. В 1761 г. Федот благодаря поддержке и покровительству М. В. Ломо­носова и И. И. Шувалова зачисляется в Академию художеств. После её окончания он продолжил обучение в Париже и Риме. В 1774 г. Академия художеств за создание портретного бюста Екатерины II присуждает Шуби­ну звание академика.

В 70-е гг. Шубин создал целую галерею скульптурных портретов знаменитых россиян конца XVIII в. (Екатерина II, Павел I, М. В. Ломоносов, А. М. Голицын и др.). Мастер работал много и бы­стро: создавал не менее одного бюста в месяц. Но ни разу скульптор не повторился, всегда находил новые решения, стремясь передать наряду с внешним сходством внутренний мир своих моделей.

Михаил Ива­нович Козловский

Удивительный памятник генералиссимусу Алек­сандру Суворову создал М. И. Козловский. Ни лицом, ни фигурой он не напоминает Суворова. Скорее, это идеальный воин, античный бог войны — Марс. Он одет в доспехи; плащ, наброшенный на плечи, ниспа­дает складками. Голова воина поднята. Порывистым взмахом он заносит шпагу. Вся фигура полна реши­тельности, самоотверженности и энергии. Этот па­мятник выполнен в стиле классицизма.

 

Цели и задачи урока: 

 1. Охарактеризовать пути развития русской скульптуры XVIII века.

 2. Выявить влияние идей просветительской философии на сложение образной системы классицизма

 3. Познакомить учащихся с творчеством скульпторов XVIII в.

5. Определить средства выразительности в творчестве выдающихся мастеров.

7. Создать условия для развития эстетического вкуса, творческой инициативы, воспитания самостоятельности суждений. 8. Подчеркнуть влияние гуманистических принципов эпохи Просвещения на развитие художественного творчества. 9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к культурному достоянию России.

Перед тем, как приступить к новой теме, предлагаю повторить материал предыдущих занятий:

 

 

Познакомить учащихся с произведениями живописи, созданными лучшими мастерами, с разнообразием пейзажных сюжетов, показать роль искусства в понимании красоты природы.

Научить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать патриотические чувства, узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов.
Последовательность выполнения работы.

Познакомиться с предложенной темой. Внимательно прочитать текст,

Просмотреть слайды, представленные в презентации.

Записать в тетрадь основные черты классицизма. Записать имена скульпторов, их основные (главные работы).

Выполнить задание, помещенное на слайде № 25.

История изобразительного искусства 5 год обучения

Тема

 

Русское искусство II – половины   XVIII века

Живопись

(Историческая, Пейзажная, Бытовая)

В жизни русского народа в этот период быстро развивается промышленность,  проходят народные восстания под руководством Емельяна Пугачёва.
Живопись вместе с другими видами искусства поддерживает идеи патриотизма.  Под влиянием русской и мировой истории всё больше русские художники прибегают к историческому и батальному жанрам живописи. Особенно в это время ценится живопись, связанная с архитектурой. Во второй половине XVIII века ярко выражены  черты романтизма. В изобразительном искусстве они выражаются в передаче природной красоты и внутреннего мира, духовности человека.    В XVIII столетии было открыто первое художественное высшее заведение - «Академия трёх знатнейших художеств» - живопись, ваяние и зодчество. Академия художеств была государственная, инициатором её создания стал М.В. Ломоносов, все известные художники прошли обучение в академии, с ней были связаны самые большие художественные заказы. Второй этап жизни Академии художеств – реформы общей направленности государственной политики в сфере «воспитание новой породы людей». На обучение брали 5-6 летних детей из семей мастеровых, солдат. Обучение продолжалось 15 лет. Ученики сначала копировали с оригинальных произведений известных русских художников, далее рисовали со скульптуры, а уже потом с натуры. Лучшие ученики, получившие золотые медали отправлялись обучаться в другие страны – Францию, Италию. Для того чтобы несколько лет обучаться за границей и изучать историю искусства в музеях, необходимо было победить на конкурсе среди выпускников Академии художеств, написав работу на историческую или мифологическую, или библейскую тему.

Из всего этого можно сделать вывод, что исторический жанр в XVIII веке был главным. Под историческим жанром подразумеваются произведения, выполненные на исторические, античные, мифологические и библейские тематики.  Русские художники выработали композицию построения исторической картины, они уделяли особое внимание характеру персонажей, одежде и обстановке. Такие картины напоминают театральное действо с главным героем, декорациями, отражают глубину и монументальность исторического события. Колорит картин выполнен в условных цветах. Известные русские художники: А. П. ЛосенкоГ. И. Угрюмов,  , Федор Яковлевич АлексеевИван Фирсов, .

 

Основателем исторического жанра в стиле классицизма в России считается А.П. Лосенко (1737 — 1773 ). Среди его полотен есть картины и на античные сюжеты, и на библейские. Лосенко также написал первую картину на национальную тему — «Владимир и Рогнеда» (1770г.).

Г.И. Угрюмов учился в Риме у лучших преподавателей своего времени, писал для императорского двора Екатерины ІІ, Павла І и Александра І. Более тридцати лет преподавал в Императорской Академии художеств.  Григорий Угрюмов считается настоящим гением исторической и библейской живописи.

Ф. Я. Алексеев (1753 или 1754 — 1824 ). В Академии художеств он обучался театральной живописи, но стал пейзажистом. Сначала он копировал пейзажи многих городов, много писал виды Петербурга и сумел внести в изображение этого города глубоко своеобразные черты. Алексеев по существу стал родоначальником пейзажа в России. В эти годы складывается целостный облик «Северной Пальмиры» (Петербурга) и Алексеев отобразил его во многих своих картинах.

 

Бытовая (жанровая) живопись в XVIII веке была очень мало развита. Академия художеств относилась к ней как к второстепенной, неважной. Но некоторые художники все же решались писать такие картины.  Наиболее известен в то время художник Михаил Шибанов (? — после 1789 ). Его картина «Празднество свадебного договора» показывает один из самых торжественных моментов в русской крестьянской жизни : свадьба молодых людей. Художник с любовью изобразил нарядные русские одежды, привлекательные лица.

 

 «Юный живописец» — картина, датируемая 1765—1766 годами, автор: художник Иван Иванович Фирсов.  По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века Рисунок художника отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено абсолютно естественно, а в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы. По всей видимости, Иван Фирсов настолько опередил свое время, что остался непонятым современниками. По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный живописец» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия. Ныне картина «Юный живописец» находится в Москве в Третьяковской галерее

 

Цели и задачи урока:   продолжая нравственное и эстетическое воспитание, познакомить учащихся с особенностями развития  русской живописи II – половины   XVIII века, на примере творчества художников этого периода рассмотреть развитие отдельных жанров в живописи.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к культурному наследию, эстетического чувства видения прекрасного, развитие эмоционально –образной сферы личности учащихся в процессе восприятия художественных произведений.

Последовательность выполнения работы.

Познакомиться с предложенной темой. Внимательно прочитать текст, Посмотреть материал, представленный в презентации.

Записать в тетрадь имена художников, их произведения, указать жанр  произведений. Постараться вспомнить пройденный материал, написать сочинение- на тему картины   «Юный живописец»,  созданную И. И. Фирсовым. Указать  отличие сюжета данного произведения, от произведений художников (Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого,  В.Л. Боровиковского)

Русское искусство середины  XVIII века

Архитектура. С.А. Чевакинскй

(1709 -1777)

 

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством С.А. Чевакинского.   Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова,  Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. Парадность и размах его сооружений не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Чевакинского и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Последовательность выполнения работы.

Познакомиться с предложенной темой. Внимательно прочитать текст, посмотреть материал, представленный в презентации.

Записать в тетрадь имя архитектора, его основные сооружения, указать архитектурный стиль сооружений.

В тетради ответить на вопрос: какие сооружения, и планы каких неосуществленных построек связывают имя этого архитектора с нашим городом – Кронштадтом? Постараться запомнить пройденный материал.