В рамках подготовки к выполнению итогового натюрморта

Тема

«Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла»

Решение: Тональное.Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А3 Материал - графитный карандаш.

Задачи:

Реализация накопленного опыта за предшествующий период обучения. Демонстрация навыков в передаче материальности предметов из металла и стекла графическими средствами. Выполнение рисунка с характерной передачей материальности и фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены.

Объяснение темы задания

Одной из задач в рисунке итогового натюрморта является передача материальности и фактуры предметов

Когда художник передает кроме объема формы и материальность (фактуру поверхности) - выразительность рисунка повышается

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов. Посредством штриха художник делает участки рисунка темнее или светлее. А уже потом, штрих создаёт фактуру и прочие эффекты.

Технику создания фактуры посредством штриховки карандашом часто называют «живописью карандашом»

   Чтобы передать в рисунке фактуру поверхности предмета, следует разнообразить технику штриховки. Карандаш очень гибкий инструмент, он допускает различные приемы: если рисовать острием - получатся тонкие линии, если придать карандашу сильный наклон и проводить по бумаге не острием, а ребром графита- он дает широкий мягкий штрих В итоге, линия становится то тонкой и острой, то широкой и мягкой.

     Густо положенные параллельные штрихи дают тоновое пятно. Изменяя   нажим карандаша, направление штрихов, их размеры (то длинные, то короткие), рисуя ребром графита или его острием, можно передать самую разнообразную фактуру.

   Линия карандаша может быть то широкой, то узкой, если рисовать, то плоскостью грифеля карандаша, то его кончиком. В итоге, линия становится  то тонкой и острой, то широкой и мягкой.

   Также на фактуру влияет направление линий штриха. Он может быть разнонаправленным, а может быть направлен только в одну сторону.

   Линия штриха тоже, различается. В некоторых штриховках она прямая. В других изогнутая. В-третьих, «корявая». В-четвёртых — овальная или волнистая.

   Немалое значение имеет и соединение линий штриховки друг с другом. Поверхность рисунка заштриховывается частями или фрагментами. Форма и размеры этих кусочков могут быть разными. А, следовательно, будет разным и соединение этих частей в единое целое. Это влияет на создание той или иной фактуры. Помимо стыковки этих «кусочков», на фактуру ещё влияет и соединение отдельных линий штриха. А оно тоже может быть разнообразным.

   Различные способы наложения слоёв штриховки друг на друга, также влияют на формирование фактуры.

 

Этапы выполнения:

  1. Постановка натюрморта.

Составьте натюрморт из металлических и стеклянных предметов различных по размеру, дополнив его драпировкой и мелкими предметами. Следует выставить направленный свет для выявления тонального контраста.

  1. Выполнение предварительных эскизов, с различных ракурсов. Начинать работу над заданием лучше с небольших набросков и эскизов

  2. Определение общего композиционного размещения натюрморта на листе, общих пропорциональных отношений.

  3. Прорисовка деталей, первая прокладка тональных отношений

 При академическом подходе в рисовании тоном, сначала заштриховываются все тени - и собственные на предметах, и падающие от предметов. Штриховка ведётся или по форме от границы света и тени, или просто плоско, для того, чтобы обозначить качество освещения и разобраться с основными массами тональных пятен. Тональная разница между собственными и падающими тенями показывается сразу, чтобы не запутаться в основных отношениях. В некоторых случаях, от границы света и тени на предметах сразу показывается сгущение тени. Таким образом, разница в тоне между собственными и падающими тенями органично подчёркивается рефлексом. Только после этого можно приступать к моделировке объёма тоном в рисунке и распределению тональных отношений между предметами и в глубину.

  1. Создания фактуры посредством штриховки карандашом. Этот процесс образно можно назвать «живописью карандашом»

 

  Передача фактуры металла средствами рисунка

Металл - искусственный материал, который может принимать абсолютно любую форму. Фактура металла различна - от грубой и шероховатой до сверкающей, словно зеркало.

Форму предметов, изготовленных из металла, имеющих блестящую или полированную поверхность можно изобразить, уловив игру света и тени и отражения на гладких, текучих поверхностях.

Чем больше отполирована поверхность металла, тем сложнее изобразить ее с помощью игры света и тени. Например, полированный серебряный чайник превращается в кривое зеркало. Если заглянуть в него, то мы увидим все то, что нас окружает, но в искаженном виде. Очень трудно предвидеть как будут искажаться отражения. Как правило, на вогнутых поверхностях отражения сжимаются, а на выпуклых увеличиваются и растягиваются.

Чтобы показать металлическую поверхность, нужно уделить особое внимание оттенкам, полутеням, отраженному свету и бликам.

 

Особенности рисования стеклянных предметов

Стекло - необычный материал: прозрачное, отражающее, преломляющее, многоцветное. Рисуя бесцветное стекло, следует помнить об изображении полированного металла. Невозможно изобразить стекло само по себе. Оно всегда отражает в себе то, что его окружает. Кроме того, через стекло можно увидеть другие предметы. Следовательно, мы рисуем стеклянный предмет, отражая и искажая в нем другие объекты.

Поскольку поверхность стекла очень гладкая, отражения в нем получаются четкими и определенными, как и на поверхности полированного металла. Хорошее зеркало никогда не бывает туманным и размытым, оно дает совершенно четкое отражение. Наш глаз всегда увидит на поверхности стеклянного предмета блики. Это свойственно любому блестящему предмету. Блики на предметах из прозрачного стекла бывают очень яркими.

Когда мы рисуем стеклянные предметы, мы должны довериться собственному чутью. Прозрачную невидимую поверхность можно увидеть только благодаря отражениям, которые на ней образуются.

Что касается резного стекла, то изображение его имеет свои особенности. Резьба на поверхности стеклянного предмета не только искажает форму отражений, но и образует красивый рисунок, подчеркивает форму стеклянного (хрустального) предмета.

Рисование стеклянных предметов требует наблюдательности - большое количество бликов, отраженного света, теней и полутеней делает изображение стеклянных предметов карандашом одним из самых сложных процессов.

  1. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.

 

Справочный материал

Фактура - характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств;

К основным свойствам фактуры относятся: гладкость, шершавость, рельефность, блеск и рисунок неровностей. Свойствам фактуры может быть дана как количественная, так и качественная характеристики. Качественно характеризуя свойства фактуры разных материалов, выделяют различные ее типы. Так по рельефности фактуры материалов делят на два основных типа - ровные и рельефные, и подразделяют каждый из типов на гладкие и шероховатые. По признаку блеска можно выделить - зеркальную, глянцевую и матовую фактуры. Отдельную группу составят типы фактурных материалов: шелковистая, бархатистая, перламутровая и т.д.

Материальность - передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

Основными выразительными средствами рисунка являются: линия, штрих и пятно, или светотень.

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные -- при компоновке и линейно- конструктивном построении форм предметов; пространственные -- для передачи пространственного положения формы в условиях освещения и пространственной среды; плоскостные -- в декоративно-прикладном искусстве и графике. Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие, участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости.

Штрих - это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги.

Светотень - градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.