Скульптура 6 класс

Тема:

Барельеф

Декоративная буквица в русском народном стиле

Рельеф – это скульптурное изваяние. Слово «скульптура» пришло от латинского слова «высекать». Древние славяне называли это искусство ваянием. Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала  (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее. 

 Один из видов скульптуры – рельеф. В рельефе изображение является выпуклым объемом ( или углубленным) по отношению к плоскости фона

Различают рельефные формы с выступающим и углубленным изображением.
1.Горельеф. Имеет сильно выступающее, полу объёмное изображение. (Лепные украшения потолков в старинных домах, рельефы на фасадах архитектурных сооружений).
2. Барельеф. Изображение с деталями, слегка выступающими над поверхностью основы. (Монеты, значки, медали - это миниатюрные барельефы.)
3. Контррельеф. Изображение, углубленное в поверхность основы. Рисунок процарапывают, выбирают или продавливают стекой, палочкой.

Задание №1. Актуализируем имеющиеся знания о видах скульптуры. Знакомимся с видами рельефных изображений – барельефом. Выполняем барельеф "буквицы", учитывая общий силуэт буквы; необходимость ее угадывания и "читабельности", выстраиваем элементы русского орнамента гармонично, используя различные изображения буквицы. Техника исполнения: хороший пластилин (пластилин, который имеет насыщенную окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам).

Необходимые дополнительные материалы:

Чернографитовый карандаш для рисования эскиза, доска для лепки ( картон, оргстекло, фанера, можно взять кусок обычного линолеума), набор стеков, стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не лип), салфетки для рук (очень удобно пользоваться обычной влажной салфеткой из микрофибры).

Цели и задачи: формируем умение творческого видения с позиций художника – умение сравнивать, анализировать, выделять главное обобщать. Осваиваем способ выполнения горельефа и приемов лепки – накладка объемных форм на плоскость. В работе над барельефом опираемся на опыт, полученный на уроках лепки в художественной школе.

Последовательность выполнения работы.

Работу над горельефом проводим в несколько этапов.

Тема для работы – «Декоративная буквица в русском народном стиле»

1.Выполняем графические эскизы для композиционных поисков с целью определения лучшего варианта для выполнения работы в пластилине. Главное, что следует помнить – это грамотная композиция. Выделение главного элемента и дополнение его мелкими деталями с учетом формы изображения и выбором буквы.

 У буквицы было несколько этапов развития, каждый из которых привнес в её создание что-то новое и необычное. Так, например, самым древним орнаментом был так называемый древнерусский (старовизантийский) стиль оформления буквицы. Буквицы этого стиля построены на сочетании простейших геометрических мотивов (полукругов, кружков, ромбиков) с мотивами растительного царства (ветки, листья, стебли, цветы).

Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка.

Эскизы присылаем на почту ведущего преподавателя. (15 апреля)

2. После утверждения эскиза преподавателем, приступаем к выполнению работы.  Сначала из пластилина изготавливаем пластину толщиной не менее 5-7 мм, затем на нее стекой наносим рисунок.

Фото пластины с нанесенным на ее поверхность рисунком присылаем на почту ведущего преподавателя. (20 апреля)

3. После консультации работаем над рельефом – дополняем формы рисунка путем прокладки пластилина, делаем объемы небольшой (меньше половины объема) величины, сохраняя рисунок и уточняя композицию в целом.

Законченную работу снять на фото и переслать ведущему преподавателю.

 

Скульптура 6 класс

Тема:

Каминные часы. Рельеф

 

История создания и развития часов кратко

История первых часов берет свое начало с истории возникновения человека, ведь как только он начал вести мало-мальски элементарную деятельность, появилась и необходимость в подсчете времени. А так как у первобытного человека не было каких-либо специальных приспособлений, и уж тем более часов, то первое время использовать он начал подручные вещи и явления: воду, огонь, солнце, песок.
Первыми в истории своеобразными ориентирами для отсчета суток стали небесные светила, подсказывала об изменениях в природе смена времен года. Пожалуй, первое проявление интереса ко времени и является началом истории часов. История первых часов насчитывает много столетий: Одними из простейших первых часов стали солнечные или гномон. Удивительно, но это первобытное приспособление и сейчас можно применить с той целью, чтобы узнать время суток с точностью до часа. Первые часы с использованием солнца состояли из указателя, который отбрасывал тень. Главную роль в таких часах играли солнечные лучи, поэтому в пасмурные дни узнать время было проблематично.

Именно поэтому вместо солнца начали использовать огонь, благодаря чему появились первые огненные часы. Первоначально это была простая свеча и поэтому время начали изменять количеством сгоревших свечей. Конечно, разные свечи сгорали за разный промежуток времени, поэтому достоверность таких часов была под большим вопросом.

Около 2 500 лет назад были придуманы первые в истории часы, которые использовали воду. Это приспособление также было примитивным и имело вид сосуда с отверстием, через которое вытекала вода. Благодаря делениям на сосуде можно было измерять прошедшее время.

Одними из наиболее известными в истории первыми часами стали песочные – о таком хронометре слышали, наверное, все. Такое устройство имело сходство с водными часами, но песочные состояли из двух соединенных сосудов и для измерения часов использовался песок.
Принцип таких часов был предельно простым: из одного сосуда в другой перетекало точно отмеренное количество речного песка – в зависимости от ширины отверстия между сосудами, такие часы могли отмеряли от 15 минут до нескольких часов.

Первые часы со временем превратились в механические, которые уже более напоминали современные аналоги. Но на этом история развития часов не закончилась, можно даже сказать больше – она не заканчивается и сегодня. Даже современные часы активно видоизменяются и становятся более совершенными в техническом и визуальном плане.

Как выглядели первые часы

Первые механические часы были придуманы в XIV веке. Механизм таких часов был сложным, устройство было тяжеловесным и громоздким, поэтому массового производства подобных часов не было – это были башенные часы и они были общедоступными. К ведущему валу механизма крепилась гиря, а регулятором хода часов выступал шпиндель с грузами.
Точность часов оставляла желать лучшего и в целом погрешность могла составлять до 60 минут за сутки. Конечно же, ни вид, ни точность таких первых в истории часов, вооруженных механикой, никого не устраивала и поиски идеальных часов продолжались.
Важным этапом в истории развития первых часов стало внедрение в механизм маятника. Законы его колебания давным-давно были открыты Галилеем, осталось лишь применить теорию в производстве часов. Первая конструкция часов с маятником была создана в XVII веке, благодаря этому открытию удалось соорудить первые карманные и наручные часы. Придуманная в то далекое время голландским мастером Петером Хенляйном схема работы часов применяется и сегодня.
Именно в XVII веке история часов развивается чрезвычайно бурными темпами и вслед за первыми новинками начинают изобретаться самые разнообразные варианты часов. Это были уже не примитивные первые механизмы, громоздкие и неудобные в использовании – часы становятся не просто хронометром, но и модным аксессуаром, и признаком немалого состояния. Карманные часы превращаются в предмет роскоши.
История развитие первых часов начинает идти и в другом направлении: кроме механизма, большое внимание уделяется украшениям, инкрустации, впервые появляется стекло, покрывающее циферблат.

В зависимости от того, какой механизм использовался в часах и какие они имели особенности, первые часы подразделялись на несколько разновидностей:

Кварцевые часы – в механизме часов начал использоваться кристалл под названием кварц. В истории часов этот кристалл появился не случайно, ведь при воздействии на кварц возникают вибрации, которые позволили сделать первые часы с более точными показаниями времени.

Наручные часы – наручные часы являются исторически продвинутой версией карманных часов. Впервые носить устройство на руке стала известная в истории математики личность –  Паскаль, который с помощью нити привязывал карманные часы к своему запястью.

Маятниковые часы – часы, которые использовали в своей работе раскачивающийся маятник. Первые часы такого типа были неудобными в действии, ведь маятник то и дело останавливался и его приходилось раскачивать в ручном режиме.

Будильник – первые часы-будильник были придуманы греками – история их возникновения датируется 250 г. до н.э. Это были водные часы, в которых при достижении определенного уровня воды начинала свистеть механическая птичка. И только в XVIII веке был придуман первый полностью механический будильник, который имел небольшой изъян – часы звонили только в 4:00 утра. Первые часы-будильник с возможностью произвольной установки времени звонка появился только в 1878 году.

Автоматические часы – первые часы с автоматическим заводом появились, конечно же, в Швейцарии и случилось это относительно недавно – в 1923 году.

Задание 2.

Ознакомимся с историей появления часов, просмотрим предлагаемый фотоматериал и приступим к разработке эскиза каминных часов. Особенность их заключается в нарядном оформлении корпуса самого механизма. Циферблат может быть обрамлён самым невероятным декором: элементами флоры и фауны, изящными архитектурными деталями, мужскими и женскими фигурами с соблюдением симметрии и без неё, но всегда соблюдая весовое, скульптурное равновесие и оригинальность.

В этом заключается особый статус каминных часов в обыденной жизни человека.

Эскиз после утверждения преподавателем и устранения замечаний,

если таковые будут, можно руководствоваться им в дальнейшей работе. Для этого нам нужно: небольшая доска, набор стеков, пластилин, или другой пластический материал. В процессе работы над рельефом возможны отступления от зскиза, если это отступление улучшает композицию и общее впечатление.

Сроки подачи: эскизы отправить по эл. почте к 30 апреля, завершить работу в объёме 14 мая. Консультация по эскизам и по рельефу в любое время.