Тема:

"Вкусный натюрморт" 

Этюд с хлебобулочными изделиями

Решение: акварель. Формат А3-А4, Материал: графитный карандаш НВ, ластик, акварельные краски, акварельная бумага, мягкие круглые синтетические кисти № 7, 4 и 3, палитра, емкость с чистой водой,

белая гуашь или белая акварель;

 

Задачи: Закрепление понятий: натюрморт, композиция; закрепление знаний о выразительных средствах живописи. Развитие навыков компоновки, приобретение живописных навыков работы над этюдом с хлебобулочными изделиями.

 

Объяснение темы задания.

Тема еды в живописи – одна из самых популярных, это и красочные натюрморты, и разнообразные жанровые сцены.   Многочисленные завтраки, обеды, ужины (Д. Веласкес «Завтрак», Ф. Буше «Завтрак», П. Федотов «Завтрак аристократа», З. Серебрякова «За завтраком», А. Пластов «Ужин трактористов») можно найти среди работ любого художника.  На протяжении столетий художники изображали в натюрморте не только предметы домашнего обихода, цветы, фрукты и другую снедь, в них часто присутствовало изображение хлеба. И это не случайно, трепетное отношение к хлебу свойственно многим народам. (И Машков «Снедь московская. Хлебы»)

Для выполнения задания возьмите любые хлебобулочные изделия: пирожки, ватрушки, булочки, круассаны, бублики.  Чтобы композицию не усложнять и не превращать ее в натюрморт, изобразим всего лишь одну булочку или пирожок и несколько ягод винограда или кусочков фруктов. Но если вы хотите немного усложнить сюжет, то можно дополнить выпечку чашечкой кофе, чая, положить булочку на небольшую тарелочку. Кроме акварели нам понадобится белая гуашь, чтобы изобразить сахарную пудру. Но вы также можете воспользоваться маскирующей жидкостью, которая сохранит выделенную область рисунка не закрашенной.

 

Объяснение последовательности выполнения работы

Выполнение задания следует начать с подбора объектов изображения. Согласно поставленной задачи и сюжетному замыслу.

Этапы выполнения работы:

Шаг 1. Начинаем работу с создания карандашного наброска. Тонкими, едва заметными линиями намечаем общие границы постановки, не забываем правила расположения группы предметов на формате листа. Определив общее местоположение будущего изображения на формате, ведём поиск места для каждого предмета и установлению основных пропорциональных величин между ними.

Прорисовываем предметы этюда. Ластиком удаляем вспомогательные линии, оставляя лишь основной контур предметов. Далее прорабатываем фактуру теста. Набросок готов. Высветляем насыщенные карандашные штрихи ластиком, чтобы краска смогла их полностью перекрыть.

Шаг 2. Анализ натурной постановки. Проанализируем живописные качества постановки.  Составьте на палитре необходимые цвета. Если добились близкой к натуре разницы, запомните, какие краски смешивали, и в дальнейшем постарайтесь сохранить.

Шаг 3. Охрой желтой создаем подмалевок объекта. Проходимся лишь по нижнему краю и углублениям рельефа.

Шаг 4. Выполняем подмалевок ягод. Затеняем их серединки и теневые участки.

Шаг 5. Прорабатываем вторым слоем охры желтой фактуру и тень изделия. Границы мазков размываем.

Шаг 6. Теперь для того, чтобы сделать цвет выпечки более интенсивным воспользуемся сиеной натуральной. Прописываем оттенком ранее выделенные области. Разбавляем сиену водой и прорабатываем светлые участки.

Шаг 7. Ягодам придаем натуральный цвет. При обработке оставляем на элементах светлые блики.

Шаг 8. Для создания аппетитной корочки создадим смесь из умбры жженой и железоокисной светло-красной. Прописываем оттенком углубления. После чего вымываем светлую верхушку объекта, чтобы повысить контраст.

Шаг 9. Для создания падающей тени на плоскости приготовим три оттенка: нейтрально-черный, серую пейну и индиго. Самым темным цветом заполняем глубокую тень под выпечкой. Серой пейной разбавляем четкий контур предыдущего слоя и намечаем тень под ягодами. Светлый край тени обрабатываем оттенком индиго.

Шаг 10. Спустя несколько минут, когда краска лучше впитается и начнет подсыхать, насыщаем тень концентрированной нейтрально-черной. По краю тени создаем цветовой рефлекс полупрозрачной умброй.

Шаг 11. Теперь брызгами белой гуаши или акварели прорабатываем верхушку выпечки, имитируя сахарную пудру.

Шаг 12. На кисть набираем немного белой краски, вытираем ее о салфетку и практически сухой кистью прорабатываем белесый налет на ягодах.

 

Фотографируем каждый этап работы и отправляем преподавателям для консультации на электронную почту:

51 группа nserova751@gmail.com

 

Материал для повторения:

В природе существует большое количество цветов и их оттенков.

Человеческий глаз в состоянии различать до 360 оттенков.

Обычный человек различает меньшее количество оттенков.

Это зависит от остроты зрения, возраста человека, освещенности пространства, от настроения человека и состояния его здоровья.

 

Цвета подразделяют на две большие группы: хроматические и ахроматические.

Хроматические – «цветные».

Ахроматические – белый, серый, черный.

Хроматические цвета, которые входят в состав белого дневного света распределяются в определенном порядке, в зависимости от длины волны.

Основные цвета: желтый, красный, синий.

Составные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:

Оранжевый = красный + желтый

Фиолетовый = красный + синий

Зеленый = желтый + синий

Теплые цвета – цвета содержащие желтый и красный.

Холодные цвета – цвета, расположенные от фиолетовой до зеленой зоны цветового круга.

Теплые цвета более динамичные, выступающие и объемные, чем холодные.

Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.

 

Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.

 

Композиция - в изобразительном искусстве — это не только построение художественного произведения, но и соединение различных частей в единое целое- в идею.

Компоновка — это размещение элементов композиции в формате.

 

Справочный материал

Культ хлеба – очень древний; археологи указывают, что он насчитывает не менее 15 тыс. лет, именно столько лет назад древние люди начали выращивать пшеницу, 4 тыс. лет назад пшеница была распространена по всей Европе и Азии. В Индии неуважительное отношение к хлебу приравнивалось к оскорблению хозяина дома.

В Древнем Риме за раба-пекаря платили 100 тыс. сестерциев, а за гладиатора – всего 10.

По данным археологов 2 900 лет назад на территории будущей Руси выращивали пшеницу и в малых количествах – ячмень, просо, овес и бобы. Рожь проникла к нам из Азии через Кавказ позже. Очевидно, что культ хлеба, от которого зависела жизнь, сформировался еще тогда. Если случались заморозки, и пшеница не уродилась – люди начинали голодать. Земледелие в те времена велось только яровое – сеяли весной, собирали осенью, а поля разрабатывали подсечным способом, что не позволяло осваивать большие площади и получать высокий урожай. Подобное положение длилось даже не веками – тысячелетиями.

Климат был суровым, кругом леса и болота, и хлеб насущный восточным славянам доставался трудом и потом. Очевидно, что другие продукты – мясо, рыба, грибы и ягоды в полной мере не могли удовлетворить потребности людей в калориях и в витаминах. Летом мясо быстро портилось, а ягоды и грибы и овощи – были сезонным продуктом.

На Руси было много поговорок, связанных с хлебом. Он символизировал нищету и богатство, работу и безделье, дружбу и вражду. «Отнять хлеб», «сидеть на хлебе», «водить хлеб-соль», «обить хлеб», «хлеб – всему голова» и «не хлебом единым». Хлеб – каравай, калач, коврижка, выпекался в печи, которая для наших предков была сакральным местом.