Композиция станковая.  4 класс

Пётр I в народном творчестве

 

Можно использовать русские пословицы, поговорки, частушки. Можно выполнить иллюстрацию к сказкам «Как на охоту Пётр ездил», «Пётр и матрос» и другим о Петре I.

 

Работы выполняются в стилистике лубка.

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Лубку свойственна доходчивость и ёмкость образа.

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов, Сергей Трубников).

Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Последовательность выполнения работы:

  1. Эскизы (фотографии эскизов отправляются преподавателю).

  2. Утверждённый эскиз переносится на формат, который согласовывается с преподавателем.

  3. По контуру формата выполняется либо орнамент, либо пишется текст (также требует согласования с преподавателем)

  4. Работа выполняется акварельными красками (тёплых пастельных оттенков) и линером.

 

Из истории:

Народ высоко ценил борьбу Петра 1 за интересы Русского государства и противопоставлял его боярам.

Интересна обширная былина, записанная в конце X1X в. на севере и изданная лишь в 1911 г. под названием «Семейная жизнь Петра 1». Она начинается с рассказа о его рождении «во каменной Москве» и изображения «родильного» пира, на который звали многих королей и князей. Выросши, Петр не хочет жениться, пока отец, царь Алексей, не построит ему города Петербурга.

Далее рассказывается, что Алексей стоит за старую веру; Петр сажает его в тюрьму и хочет снести ёму «буйну голову», а царицу заточил в монастырь. Он нарядился в одежду плотницкую и работает в артели плотников, где стряпала кушанье «вдова прекрасная» Екатерина Алексеевна, Петр сватается к ней и везет ее в Петербург.

 Искренним чувством проникнуты песни былинного характера, посвященные смерти Петра 1 («Смерть Петра», «Плач войска»). В них выражена народная дума о судьбе России, «российской армиюшки».

В дошедших до нас сказках Петру приписываются только положительные качества, его личность идеализируется. Ему противопоставляются злые, завистливые бояре, которые губят народ и стремятся погубить и самого царя: «сделали бочку, и в ней набили гвоздья и в тое бочку хотели его положить».

В сказке «Как на охоту Петр ездил» беглый солдат рассказывает ему о несправедливости полковых властей: «Пычальники ни дадали мне павтара гарца круп прывиянта, дык я, як пашов с малыва начальства, мяне палками атдули, дашов до самыва балыпова, — усе палками дули...».

Петр дал солдату обещание: «Я тваих павтара гарца круп узьпцу, усе начальства разжалую».

В одной из сказок поздней записи — «Петр и матрос» — изображены глупые сенаторы и умный матрос. Никто из сенаторов не мог разрешить задачи — разделить гуся на шесть равных частей, а простой матрос остроумно разрешил ее. Петр назвал сенаторов дураками, а матроса произвел полным генералом и дал под команду ему несколько дивизий.

В другой сказке жирного монаха, гордившегося своими «трудами праведными», царь послал на месяц в кузню молотобойцем и через месяц, когда монах исхудал, простил его и сказал — «Вот труды».

Любовь Петра к различным ремеслам отражена в сказке, где говорится, что Петр «все по кабакам ходил да у мастеров выведывал о их мастерстве: все научиться хотелось всему». В другой сказке говорится, что мастеровой человек-медник дает царю совет снять с церквей колокола для отливки пушек.

В многочисленных песнях и сказках народная фантазия идеализировала личность Петра, стремясь сблизить его с народными понятиями о «хорошем царе».

 

Армия была охвачена патриотическим подъемом. В. Г. Белинский говорил, что у всех участников Полтавской битвы до «последнего солдата» должна была родиться «мысль, что совершается что-то великое и что он сам есть одно из орудий совершения...»

Именно поэтому в первой четверти 18 века появляется так много солдатских исторических песен; в них отражены все важнейшие исторические события и лица—Азов, Нарва, Полтава, Петр, Карл 12, Мазепа, воеводы, атаманы.

 В одной из песен говорится, что Петр, не надеясь на князей, бояр, упрекает их в том, что в грозное время нападения Карла 12 на Россию они оставались равнодушными к судьбе государства:

Ох вы гой еси, князья со боярами! Пьете вы — едите все готовое, Цветное платьице носите припасеное, — Ничего-то вы не знаете, не ведаете...

Все надежды возлагаются при этом на славные, закаленные в боях полки:

Еще пишет король шведский ко мне грамотку, Он будет, король шведский, ко мне кушати. Уж мы столики разставим, — Преображенский полк, Скатерти разстелем, — полк Семеновский... и т. д.

В ряде песен воспеваются военные подвиги Б. П. Шереметева.

Когда ему сообщили, что:

Стоит силы в Красной Мызе тридцать тысяч, С генералом с Левеноптом сорок тысяч,

он ответил:

У меня, генерала, двадцать тысяч, А и тут, ведь, я шведа не боюся, А под Красную Мызу становлюся!

В этот исторический период с особенной силой проявляется сознание народной массой своей решающей роли в строительстве государства. В одной из песен, посвященных взятию Азова, царь просит бояр дать ему совет, «как нам Азов взяти», но бояре лишь промолчали.

Тогда царь обратился к солдатам с той же просьбой, и в ответ:

Как не ярые пчолушки зашумели, Что взговорят солдаты и драгуны, Взять ли нам, не взять ли белой грудью.

 

Еще сильнее та же мысль о решающем значении народа, простых солдат в военных победах выражена в песне по поводу Полтавской битвы:

Распахана шведская пашня, Распахана солдатской белой грудью; Орана шведская пашня Солдатскими ногами: Боронена шведская пашня Солдатскими руками; Посеяна новая пашня Солдатскими головами; Поливана новая пашня Горячей солдатской кровью.

Былинными красками рисуются храбрые русские солдаты, разбившие наголову войско Шлиппенбаха:

Не сыра мать земля разтупилась. Не синее море всколебалось; Примыкали штыки на мушкеты, Бросали ружья на погоны, Вынимали вострые сабли, Приклоняли булатные копья, Гнались за шведским генералом До самого города до Дерпта.

Вера народа в свои силы проявилась также в характерной песне «Государь борется с драгуном».

Когда Петр предложил кому-либо из окружавших его князей-бояр побороться с ним, они разбежались.

Напротив, простой солдат, молодой драгун, смело выступил как «поединщик» царя и легко победил его:

Левой рукой молодой драгун побарывал, Правой рукой молодой драгун подхватывал, — Не пущал царя на сыру землю.

Благодаря народному творчеству такого рода народ легче мог донести хранимые им национальные богатства до того времени, когда начались запись и печатание текстов, мелодий народных произведений.

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

Тема: Композиция по наблюдению

 «Я дома. У окна»

Решение:

графическое: линия, пятно, фактура. Формат А3. Материал: графитный карандаш НВ, ластик, черный линер, фломастер.

Задачи:

закрепление понятий: графика, композиция; закрепление знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, контраст, фактура);

Усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение графических навыков, поиск эмоционально выразительного решения композиции.

Объяснение темы задания

Может показаться удивительным, но на протяжении столетий в истории изобразительного искусства не было более популярного и любимого художниками мотива, чем окно.

 Для большинства мастеров оконный проем служил соединением двух миров, двух реальностей. Окна действительно расскажут очень многое. Итак, заглянем в окна знаменитых живописцев и узнаем, какие тайны они нам откроют. (Смотрим иллюстративный материал)

 

Окно, как художественный прием, стало основным элементом живописных композиций как в интерьерах, так и в самих картинных пространствах. Пейзажи, просматривающиеся из окон, начали представлять собой завершенную картину, а образы людей объединялись с реальным материальным миром. Обозначенное границами рамы, светлое или темное, распахнутое или закрытое окошко на полотнах живописцев служило не только фоном, а и выступало символом изображаемой эпохи
И, конечно, окно не только объединяет человека и природу, но и предлагает развитие сюжета.

Как правило, сюжеты с персонажами, всматривающимися в даль через окно, содержат в себе двойной смысл: с одной стороны, художник призывает вырваться из повседневности и устремиться в даль за мечтой и еще куда-либо, а с другой - показывает невозможность уйти от реальной жизни.
Современные художники все чаще  начали использовать в своих сюжетах, окна в сочетании  с натюрмортами и пейзажами, что весьма привлекает зрителя и задает романтическое настроение.

 

Объяснение последовательности выполнения работы

Наша задача изобразить человека в интерьере у окна. Передать в работе настроения и чувства изображаемого. Через окружающие предметы быта и интерьера отобразить мир его интересов и увлечений. Вид из окна (пейзаж за окном) должен помогать передавать настроение композиции.

 

У вас может быть изображено любое время года. Можно изобразить весну: подготовка или встреча праздника Светлой Пасхи, прилет птиц, или вы собираетесь идти кататься на роликах. Вариантов сюжетов множество!

Следует изобразить небольшой фрагмент интерьера комнаты с окном, перед окном может быть предмет мебели, герой композиции может стоять или сидеть у окна, может сидеть на подоконнике. Можно изобразить себя одного созерцающим мир через окно или занятого любимым делом.

(Смотрим иллюстративный материал: примеры работ учащихся)

 

 Этапы работы:

  1. Анализ произведений художников на тему.

  2. Выполнение предварительных эскизов, с целью определения лучших вариантов.

Начинать работу над заданием лучше с небольших набросков и эскизов. Здесь не нужно стараться нарисовать «красиво». Главное это поиск темы и композиции, то есть нужно определиться с выбором: о чём будет работа. Выполните на формате А5 (половина альбомного листа) 2-3 эскиза

(Смотрим иллюстративный материал: примеры эскизов)

  1. Выполнение набросков и зарисовок фигуры человека, фрагментов  

интерьеров, предметов быта, композиционных схем построения оконного проема. Попробуйте зарисовать с натуры фрагмент интерьера с окном вашей комнаты. Сделать это с разных ракурсов.

  1. Выполнение окончательного эскиза в тоне. С помощью графитного карандаша сделайте тональную разработку выбранного эскиза. Используйте в работе тоновой контраст: «черное» на «белом» - «белое» на «черном». Выделение композиционного центра контрастным по отношению ко всему тональному решению работы тоном. (Смотрим иллюстративный материал: пример тонального эскиза)

  2. Перенос эскиза на формат. Детализация основных элементов помните, что удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания увеличить или уменьшить размер формата, изменить его масштабность, что-то добавить или убрать.

  3. Выполнение композиции в материале.  Достижение выразительности композиции с помощью контраста. Пропорции тона могут быть разными, что-то может быть выполнено сплошным пятном или линией, где-то тон создается фактурами. Следите за тем чтобы не было равнозначных пятен светлого и темного иначе композиция потеряет целостность, будет очень пестрой. Обобщение второстепенного, выделение главного и завершение работы над композицией.

 

Справочный материал:

Графика - производное от (grapho) греческого «графо» («черчу», «пишу», «рисую»).

Композиция - в искусстве сочинение на какую-нибудь тему

Композиция в изобразительном искусстве — это не только построение художественного произведения, но и соединение различных частей в единое целое- в идею. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

Композиционный центр- это центр, позволяющий управлять вниманием зрителя он не дает картине развалиться на составные части. Зритель может долго рассматривать картину при этом в композиционный центр его внимание будет возвращаться неоднократно.

Линия, штрих и тон - основные изобразительные и выразительные средства графики.

Контраст (от французского contraste — противоположность) - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, тону и т. д. Сущность композиции, построенной на контрасте, — в активности ее визуального воздействия. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Самый простой пример контраста- это черный и белый цвет. Графические композиции, где есть только черное и белое – всегда очень выразительны. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, решению пространства, образному решению сюжета.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм в композиции является её важнейшим выразительным средством и может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.